Привет! Дмитрий и Виктория на связи. Недавно мы запустили виртуального стилиста Lookberry и хотим поделиться историей создания нашего проекта. Надеемся, кому-то это будет интересно или полезно. Идти!

Чтобы понять наш опыт: у меня более 10 лет опыта работы разработчиком / техническим специалистом. вести. У Виктории более 3 лет опыта работы в сфере моды, в том числе работа личным стилистом.

Как возникла идея

Несколько лет назад нам довелось провести выходные в Венеции. Прекрасный остров. Точнее архипелаг островов. Вдоволь нагулявшись по узким улочкам, на обратном пути мы стали собирать чемоданы. И, махнув на прощание ручкой, мы заняли свои места в поезде, как вдруг Виктория изменилась в лице. В ее глазах смешалась смесь печали, тоски и отчаяния. Поинтересовавшись, в чем дело, Виктория ответила, что не хочет уезжать, а хочет остаться здесь жить. На что я в шутку сказал, что это не проблема и мы можем остаться. Но что она планирует делать в этом городе, не зная языка, культуры и местных законов? На что Виктория на полном серьезе ответила, что ее это мало волнует и она даже согласилась жить на вокзале. А зарабатывать она будет, оказывая услуги стилиста. А именно она сделает стильные наряды по цене 5 долларов. Это очень дешево, но на хлеб должно хватить. В то же время жить в таком прекрасном месте — самое большое счастье на свете. Мне это показалось забавным, и я предложил в следующий раз сделать именно так. На этом и согласился. Потом мы благополучно вернулись домой и забыли эту историю…

Через пару лет мы вспомнили эту историю и здорово посмеялись. Я даже в шутку предложил подключить нейросеть, которая сама будет составлять образы, и тогда можно будет ничего не делать самим.
Виктория вопросительно посмотрела:

— Неужели это возможно? Вы шутите? Это идея для стартапа! Должны ли мы попробовать? — Вообще-то я пошутил. Но в целом ладно. Давай попробуем. Почему нет.

Лучший игрок

Уже имея некоторый опыт работы в стартапах, я не хотел спешить писать код в первый же день. Вместо этого, вооружившись слабоумием и смелостью, мы начали изучать конъюнктуру рынка, прямых и косвенных конкурентов, рассчитывать юнит-экономику. Не сказать, что цифры очень впечатляющие. Но даже несмотря на явную просадку фэшн-индустрии из-за пандемии, определенный интерес был и казалось, что нас ждет голубой океан.

Опять же, основываясь на предыдущем опыте, мы решили сделать первую версию продукта супер простой — одностраничный лендинг и викторина по стилю. В викторине предлагалось ответить на пару вопросов, чтобы узнать предпочтения клиента. А так как функционала больше не было, то после подачи заявки показывалось сообщение-заглушку. В этом сообщении было сказано, что продукт, к сожалению, еще не готов, но скоро (после изучения спроса) будет запущен. В то же время было также предложено поделиться ссылкой на наш сайт с друзьями, чтобы проявить интерес к нашему сервису. В конечном итоге это поможет лучше понять потребность в продукте и быстрее запустить его.

Далее — рекламный кабинет, пара простых креативов, кастомная аудитория, конверсия при прохождении викторины и минимальный бюджет — цель Facebook приятно удивила. Мы получили не так много зацепок. Но те, кто пришел, показали конверсию в приложение — более 50%. Но самое приятное то, что многие скопировали ссылку «поделиться с друзьями». И это сайт без малейшего функционала. Фантастика! Такого мы не ожидали, поэтому приятно было вдвойне.

Но была и ложка дегтя: сама реклама была как-то очень тугой. Показов много, а переходов один-два. Кто-то просто зашел на сайт, пару секунд и ушел. В общем, какой-то сверхуверенности и подтверждения нашей гипотезы актуальности мы не нашли, но в то же время были определенные позитивные сигналы. По крайней мере, так казалось…

Свободное плавание

К концу 2020 года я понял, что начинаю выгорать на своей основной работе. Каждый божий день - день сурка. При этом большая зона ответственности, достойная зарплата и не последняя роль в проекте. Но в какой-то момент все стало неинтересно. Проект вошел в фазу стагнации и больше не развивался. Все процессы завершены, все вехи пройдены. Совесть не позволяла имитировать насильственную деятельность.

В голове был только один вопрос: когда последний рабочий день?
И вот, наконец, паззл сложился: в конце года контракт как раз заканчивался и я, не продлевая его, уволился с работы.
Впервые за 10 лет я смог можно назвать официально безработным.
От этого остались смешанные чувства: облегчение и эйфория, и в то же время страх перед неизвестностью. При этом внутренний голос подсказывал, что это уникальный опыт, который поможет расти в будущем, в том числе и как профессионалу. В общем, теперь появилось гораздо больше свободного времени, которое было решено полностью посвятить новому проекту, а также саморазвитию.

Тестирование нейронных сетей

К этому времени я уже прочитал пару книг по машинному обучению и нейронным сетям. Но пока у меня не было соответствующего опыта в этом вопросе. А тут как раз ряд задач, где нужны нейросети. Например, для задач сегментации и распознавания категорий и атрибутов одежды.
А если с самими нейросетями проблем нет, то все, как обычно, упирается в данные для обучения.

Не вдаваясь в подробности, скажу, что для сбора необходимого набора данных был написан и запущен веб-краулер, который сканировал сайты магазинов одежды и искал подходящие изображения для более чем 500 категорий одежды. Далее следовал этап очистки и дополнительной подготовки.

В итоге, собрав и подготовив массив данных из более чем 300 тысяч изображений, я смог обучить несколько нейросетей выполнять такие задачи, как категоризация одежды, определение цветов, принтов и некоторых других признаков.

Где стиль?

Но самое интересное в нашем проекте — это формирование стильных образов. А для того, чтобы понять, насколько стильным является тот или иной образ, необходим определенный способ оценки качества.
Следует учитывать, что мир постоянно меняется, меняются тренды, стили и вкусы людей.

Наша первоначальная идея состояла в том, чтобы попытаться построить какую-то общую модель для этой задачи. Возник вопрос: где найти такие данные, да еще в достаточном количестве, что бы сказать, насколько стильен тот или иной наряд?
Увидев идею в научных сообществах, я решил воспользоваться старыми наборами данных с polivore.com ( сейчас закрыто). Пробовал разные подходы к обучению и несколько вариантов архитектур нейросетей, в том числе мультимодальные. Но каждый раз результат разочаровывал. Точность, прецизионность и другие показатели колебались в лучшем случае в пределах 50% от требуемого качества. Были как отличные наряды, так и откровенно плохие. И с этим ничего нельзя было поделать. Любое изменение требовало переобучения нейросети с самого начала, что сильно замедляло процесс тестирования и внедрения новых стилей.

Все это означало только одно — обучить нейросеть находить закономерности в слишком субъективном и изменчивом мире моды крайне сложно. Может быть, потому, что таких шаблонов слишком много. И они постоянно меняются.
Да, нейросеть может научиться определять правильные цветовые схемы, сочетания категорий одежды и принтов. Но, к сожалению, этого недостаточно, чтобы образ получился стильным и интересным. Кроме того, в какой-то момент определенные фасоны выйдут из моды и носить это станет чуть ли не моветоном. Но друзья, конечно же, помогли мне расставить все точки над i.
Показав им результат нашей работы, я заметила, что наши «стильные» наряды никого не впечатлили. Что и говорить, нам самим они не слишком понравились. Ладно, пора было признать поражение…

На этом заканчивается первая часть. Во второй части я расскажу о нашем пивоте, монетизации, маркетинге, основных выводах и планах на будущее. Напишите в комментариях, стоит ли продолжать? Всем хорошего дня :)

P.S. Сегодня мы запустили ProductHunt и будем очень признательны за ваши голоса.

Ссылка на ProductHunt: Lookberry
Ссылка на сайт: lookberry.io