Игра в шахматы является одной из наиболее важных областей исследований в области искусственного интеллекта (ИИ). Пиком этих отношений, начавшихся в 1950-х годах, стали матчи между тогдашним чемпионом мира по шахматам Гарри Каспаровым и суперкомпьютером IBM Deep Blue в 1996 и 1997 годах. «Конфликт с мировым расписанием.

«Тест Тьюринга», прославленный английским ученым Аланом Тьюрингом, который был пионером в исследованиях искусственного интеллекта (ИИ), был первым тестом, позволяющим отличить искусственный интеллект (ИИ) от человека. Одним из наиболее часто используемых тестовых объектов в этой области, разрабатывавшейся под руководством Тьюринга, были шахматы. Эта игра была идеальной областью для экспериментов для ученых-математиков и информатиков благодаря простым правилам, характеру с легко измеримой динамикой и вариантам хода, включающим множество уравнений. Невозможно определить шахматы просто как игру, полностью основанную на расчете, тактике, стратегии и знаниях без фактора удачи. Шахматная доска, пожалуй, одна из самых ответственных площадок соревнований, где явление «люди против роботов» становится реальностью.

Каспаров против Deep Blue: шахматы и искусственный интеллект

Шахматная карьера Каспарова совпала с годами, когда развитие информатики, особенно в США, ускорилось, а программы искусственного интеллекта (ИИ) набирали обороты при поддержке частных компаний и государства. Компьютерная программа Deep Blue представляла собой шахматную программу, управляемую суперкомпьютером, который IBM создала, вложив миллионы долларов. В программе были сыграны и записаны десятки тысяч матчей за сотни лет, и благодаря множеству сложных алгоритмов были измерены сделанные в этих матчах ходы и направление игры в результате этих ходов. Например, давайте рассмотрим позицию, достигнутую путем совершения одних и тех же ходов сотни раз в тысячах турниров, проводившихся по всему миру за последние пятьдесят лет. Компьютер создал все те же ходы, сделанные разными ведущими игроками в другие годы. В каждой игре, добавленной в программу, правильность/неверность этого последнего хода выражалась математическим языком с учетом существенных элементов, таких как, кто воспользовался материальным преимуществом и кто выиграл в результате различных ходов, сделанных после этих же ходов. Короче говоря, все действия игроков от начала до конца игры анализировались базой данных с загруженными сотнями тысяч игр, и математически рассчитывалась эффективность каждого хода.

Тот факт, что Deep Blue не участвовал ни в каких турнирах и памятных матчах до (и после) партий с Каспаровым в 1996 и 1997 годах, был одним из моментов, на которые российский гроссмейстер больше всего жаловался в этих матчах. Но, в конце концов, это был не обычный матч. Его противник также не был игроком, который придерживался определенного стиля игры, больше любил одни дебюты/позиции, избегал других и совершал ошибки, которые он обычно не совершал, становясь психически больным в неудачном матче.

За это время даже самые простые версии шахматных программ для мобильных телефонов, которые развивались параллельно с развитием технологий, могут проводить более глубокий анализ, чем Deep Blue. Так что теперь у человечества нет шансов против шахматных программ с искусственным интеллектом (ИИ), даже самого высокорейтингового гроссмейстера. Однако Каспаров не считает это поражением. Наоборот, он считает, что пока есть люди, которые строят эти машины и пишут программы, все эти технологии полезны для развития человечества и что мы будем жить в страхе перед захватом мира роботами, как в Терминатор, и что мы должны сделать мир лучше, используя их наилучшим образом. Для Каспарова эта ситуация — не война человечества с роботами, а решение, которое люди должны принять, будут ли они открыты для прогресса и развития.

Нажмите для получения дополнительной информации по этой теме;

https://www.anumak.com/post/Artificial/